Печать
Просмотров: 1917

В рамках реализации мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2018 года, который проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», на базе Консультационного центра и Консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в период с 01 по 23 марта 2018 года было проведено анкетирование с целью определения уровня потребительской грамотности населения в вопросах Интернет-торговли и использования электронных способов оплаты товаров (работ, услуг).

Участие в анкетировании приняли 396 человек, из них 15% опрошенных в возрасте до 18 лет, 38% - от 18 до 30 лет, 29% - от 30 до 50 лет, 18% - старше 50 лет.
Выяснилось, что чаще всего опрошенные граждане совершают покупки через Интернет (61%), в торговых центрах (56%) и розничных магазинах района проживания (49%). 6% респондентов покупают товары на рынках, 3% - по каталогам, 3% - другими способами.
Из числа респондентов, которые совершают покупки через Интернет, 69% сделали это до 5 раз за последние 6 месяцев, 21% - от 5 до 10 раз и 10% - более 10 раз. При этом 69% респондентов знают о праве потребителя на отказ от товара надлежащего качества, приобретенного через Интернет, в любое время до его передачи, после передачи – в течение 7 дней, а в случае если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара – в течение 3 месяцев, но товар их устраивал, поэтому возвращать его им не приходилось; 31% - не знали о таком праве потребителя.
Из числа респондентов, которые совершают покупки через Интернет, 71% не приходилось сталкиваться с нарушениями их прав, 25% столкнулись с нарушением срока передачи товара, 10% - с передачей некомплектного товара, 9% - с отказом продавца в принятии товара ненадлежащего качества, 7% - с мошенничеством, 6% - с увеличением цены в момент оплаты товара по сравнению с размещенной на сайте Интернет-магазина, 6% - с отказом продавца в принятии товара надлежащего качества, 5% - с отказом продавца в принятии товара ненадлежащего качества.
Относительно использования электронных способов оплаты товаров (работ, услуг).
Выяснилось, что 71% респондентов пользуются электронными способами оплаты товаров (работ, услуг), 29% - нет. При этом 59% опрошенных чаще всего предпочитают оплачивать товары (работы, услуги), используя наличные расчеты, 20% - с использованием банкомата, 17% - с использованием Pos-терминала, 15% - используют «интернет-банкинг», 13% - с помощью электронных платежных сервисов и 6% - через платежный терминал.
27% опрошенных считают безопасными электронные способы оплаты товаров (работ, услуг), 35% - небезопасными, 38% - затруднились ответить.
При использования электронных способов оплаты товаров (работ, услуг) респондентам приходилось сталкиваться с такими нарушениями их прав, как невыдача чека при оплате через платежный терминал - 32%, удержание банкоматом банковской карты - 26%, отсутствие соединения с банком при использовании Pos-терминала (не проходила оплата) – 16%, технические ошибки на сайте при оплате с помощью «интернет-банкинга» - 16%, зачисление банкоматом меньшей суммы, чем была внесена - 5%, непоступление денег при оплате через платежный терминал – 5%, с другими нарушениями – 12%. И только 6% респондентов не приходилось сталкиваться с нарушениями их прав при оказании финансовых услуг.
Выражаем благодарность всем гражданам, принявшим участие в анкетировании!