Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» напоминает гражданам об особенностях обмена и возврата парфюмерно-косметической продукции надлежащего качества.

В соответствии со ст. 502 Гражданского кодекса РФ и ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого это товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения к продавцу потребитель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму.

Вместе с тем следует иметь в виду, что указанное право потребителя распространяется не на все товары. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г.   № 2463 утвержден «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», в который входят 14 групп товаров, в т.ч. парфюмерно-косметические товары (п. 3).

Таким образом, отказ продавцов в обмене/возврате парфюмерно-косметической продукции надлежащего качества правомерен.

Вместе с тем вернуть парфюмерию и косметику надлежащего качества возможно в случае её приобретения дистанционным способом (в Интернет–магазинах, по каталогам и др. способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления с товарами или их образцами).

В соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»  потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.

В этом случае возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие указанного документа не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Иных ограничений по отказу от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, действующим законодательством не предусмотрено.

Часто сотрудники Интернет-магазинов отказывают в принятии парфюмерно-косметических товаров, ссылаясь на указанный выше «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену» (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463). Однако такой отказ неправомерен, так как к дистанционному способу продажи товаров данный перечень применению не подлежит.

Таким образом, потребитель при соблюдении вышеуказанных условий вправе отказаться от парфюмерии и косметики надлежащего качества, приобретенным дистанционно.

При этом продавец должен возвратить потребителю денежную сумму, уплаченную в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.