110
 

(4822) 42-20-63



Главная ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Публикации О досрочном прекращении договора страхования

О досрочном прекращении договора страхования

Печать PDF

     В Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» поступает много обращений граждан, связанных с вопросом отказа от навязанных услуг страхования (страхования жизни, от несчастных случаев и болезней, имущества и т.п.) и возврата уплаченной страховой премии.

Страховщик - юридическое лицо, имеющее лицензию на страховую деятельность.
Страхователь - любое юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.
Выгодоприобретатель - лицо (сам страхователь, его правопреемник или предъявитель страхового полиса), в пользу которого страхователь заключил договор страхования.
Застрахованное лицо - физическое лицо, жизнь или здоровье которого застрахованы по договору личного страхования (лицо, имеющее страховой интерес). В его роли может выступать как страхователь, так и выгодоприобретатель.

     Основания досрочного прекращения договора страхования предусмотрены ст. 958 Гражданского кодекса РФ.
     1. Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:
     - гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая;
     - прекращение предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
     В этих случаях страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
     2. Страхователь или выгодоприобретатель вправе отказаться от договора страхования в любое время.
     Важно! При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное (абз. 2 п. 3 ст. 958 Гражданского кодекса РФ).
     Однако потребители имеют возможность отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым «периодом охлаждения» (сроком, в течение которого страхователь может отказаться от договора добровольного страхования без удержания страховщиком всей уплаченной страховой премии), предусмотренным Указанием Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
     «Период охлаждения» действует в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора (при этом страховщик может установить и более длительный срок) независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
     При отказе потребителя от договора добровольного страхования в этот период и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору (даты начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме.
     В случае же отказа потребителя от договора добровольного страхования в этот период, но после даты начала действия страхования, страховая компания при возврате уплаченной страховой премии вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора.
     Договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления потребителя об отказе от договора добровольного страхования.
     Возврат страховой премии осуществляется по выбору потребителя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения страховщиком письменного заявления потребителя об отказе от договора добровольного страхования.

В случае возникновения необходимости в получении консультации можно обратиться в Консультационный центр для потребителей, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д. 13, по телефонам: 32-35-98, 32-00-02 либо дистанционно посредством программы «Skype» (учетная запись: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).

Режим работы: с 9.00 до 17.00 каждый рабочий день, в пятницу - с 9.00 до 16.00. Обед с 13.00 до 14.00.