О праве потребителя на отказ от договора о реализации туристского продукта

27.05.2016 13:33 Просмотров: 895
Печать

      В преддверии сезона отпусков многие заранее планируют свой отдых и приобретают туры. Однако в жизни каждого могут сложиться обстоятельства (болезнь, не отпустили на работе, просто изменились планы и т.п.), из-за которых приходится отказаться от путешествия. При этом турагентства в возврате гражданам стоимости путевок, как правило, отказывают.


     Право потребителя на отказ от договора о реализации туристского продукта предусмотрено положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей), а также Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452).
     При этом следует иметь в виду, что в силу ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.
     Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками и при этом несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в т.ч. за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
     В соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» турист вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
     К фактически понесенным расходам могут быть отнесены расходы, которые понес туроператор в связи с организацией туристского продукта и подтвердил достаточными доказательствами.
     Стоит отметить, что условия договора о реализации туристского продукта, ограничивающие право потребителя на отказ от договора (условия о штрафных санкциях, уплате неустойки, удержании уже уплаченных сумм, возмещении не фактически понесенных расходов, а фиксированного процента от стоимости тура и т.п.), ущемляют установленные законом права потребителя и на основании ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» признаются недействительными.
Если потребитель решил отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта ему необходимо обратиться к исполнителю (туроператору) с соответствующим письменным заявлением, составленным в двух экземплярах. Один экземпляр вручается исполнителю, другой остаётся у потребителя с отметкой о дате вручения и печатью организации. Если вручить претензию лично не представляется возможным, то ее можно отправить заказным письмом с уведомлением на адрес хозяйствующего субъекта.
     Указанное заявление подлежит рассмотрению в течение 7 дней (ст. 314 Гражданского кодекса РФ).
В случае неудовлетворения требования потребителя в добровольном досудебном порядке, он вправе обратиться с иском в суд для разрешения спора в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).