Печать
Просмотров: 2251

В рамках реализации мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей, на базе Консультационного центра и пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в период с 16 февраля по 15 марта 2017 года было проведено анкетирование с целью определения уровня потребительской грамотности населения в вопросах Интернет-торговли, а также в вопросах оказания финансовых услуг.

При содействии Управления образования администрации г. Твери в анкетировании также приняли участие сотрудники общеобразовательных учреждений г. Твери.

Результаты проведенного анкетирования с целью определения уровня потребительской грамотности населения в вопросах Интернет-торговли

Участие в анкетировании приняли 785 человек, из них 26% опрошенных в возрасте
от 18 до 30 лет, 46% - от 30 до 50 лет, 28% - старше 50 лет.
Оказалось, что чаще всего опрошенные граждане совершают покупки через Интернет (63%), в торговых центрах (56%) и розничных магазинах района проживания (55%), 12% респондентов покупают товары на рынках, 3% - по каталогам, 2% - другими способами.
За последние 6 месяцев 45% из числа респондентов, совершающих покупки через Интернет, приобрели товары таким способом от 1 до 5 раз, 8% - от 5 до 10 раз и 8% - более 10 раз.
При этом 53% респондентов знают о праве потребителя на отказ от товара надлежащего качества, приобретенного через Интернет, в любое время до его передачи, после передачи – в течение 7 дней, а в случае если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара – в течение 3 месяцев, но товар их устраивал, поэтому возвращать его им не приходилось; 18% - знают и им приходилось отказываться от товара по каким-либо причинам, 29% - в первый раз об этом узнали.
При совершении покупок через Интернет респондентам приходилось сталкиваться с такими нарушениями их прав, как передача некомплектного товара - 9%, нарушение срока передачи товара - 16%, отказ продавца в принятии товара надлежащего качества - 5%, увеличение цены в момент оплаты товара по сравнению с размещенной на сайте интернет-магазина - 5%, отказ продавца в принятии товара ненадлежащего качества - 5%,
мошенничество - 3%. Причем 63% респондентов не приходилось сталкиваться с нарушениями их прав.
При этом при нарушении своих прав при покупке товаров через Интернет 26% респондентов обращались к продавцу с письменным заявлением (претензией), 5 человек обратились в суд, а 9% не посчитали необходимым предпринимать попытки для урегулирования спора, так как это, по и мнению, все равно не помогло бы в решении вопроса.
Также выяснилось, что 14% респондентов всегда пользуются Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», 38% - иногда, 43% - предпочитают не конфликтовать, 5% - не знают, что есть такой закон.
Кроме того, 62% респондентов знают о существовании «Правил продажи товаров дистанционным способом» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612), но пользоваться ими им не приходилось, 11% - знают и им приходилось ими пользоваться, 27% - в первый раз услышали о существовании такого нормативного акта.

Результаты проведенного анкетирования с целью определения уровня финансовой грамотности населения


Участие в анкетировании приняли 782 человека, из них 13% опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет, 27% - от 25 до 40 лет, 50% - от 40 до 60 лет, 10% - старше 60 лет.
Выяснилось, что 48% опрошенных граждан никогда не занимают деньги на текущие нужды, 36% - чаще всего берут взаймы у родственников (друзей, знакомых), 20% - берут потребительские кредиты в банках, 2% - пользуются услугами микрофинансовых организаций, 5 человек пользуются услугами ломбардов.
При оказании финансовых услуг респондентам приходилось сталкиваться с такими нарушениями их прав, как навязывание банком дополнительных услуг добровольного страхования (жизни, здоровья, от потери работы и др.) - 44%, одностороннее изменение банком процентной ставки по кредиту, других существенных условий кредитного договора - 6%, оформление договора банком или иной кредитной организацией или некоторых существенных условий договора неразборчивым, мелким шрифтом - 12%. 44% респондентов не приходилось сталкиваться с нарушениями их прав при оказании финансовых услуг.
При этом при нарушении своих прав только 15% респондентов лично обращались в финансовую организацию с письменным заявлением (претензией), только 3% - обращались в суд за защитой своих прав.
По результатам попыток восстановить нарушенное право требования 10% респондентов были полностью или частично удовлетворены самой финансовой организацией, получили отказ в удовлетворении претензионных требований - 5%, судом были полностью или частично удовлетворены исковые требования 2% респондентов.
Также выяснилось, что 51% респондентов положительно относятся к тому, чтобы ввести в школе предмет «финансовая деятельность», отрицательно – 15%, по каким-то причинам затруднились ответить 34%.
Считают, что обладают хорошими познаниями в сфере финансовых услуг 16% респондентов, 57% считают, что частично осведомлены о финансовой деятельности, 27% считают свои знания в данной сфере недостаточными.
При этом в плане повышения уровня правовой грамотности опрошенных респондентов интересуют следующие вопросы: банковские услуги (кредиты, депозиты) (34%), планирование личного бюджета (34%), функционирование пенсионной системы, пенсионные фонды (51%), налогообложение физических лиц (35%), функционирование страховой системы, страховые полисы (19%).

Выражаем благодарность всем гражданам, принявшим участие в анкетировании!