Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» обращает внимание граждан на основные виды финансового мошенничества, а также на правила, которых следует придерживаться, чтобы не стать жертвой мошенников.

Мошенничество от имени банка

  1. 1. Звонок с номера телефона банка

Мошенники используют технологии IP-телефонии, которая позволяет подставить любой номер во время звонка. В результате настоящий номер звонящего скрыт, а на телефоне гражданина высвечивается официальный номер банка.

Представляясь сотрудником банка, мошенник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию (иногда номер и срок действия карты). Этими сведениями мошенники могут завладеть заранее из открытых источников, в т.ч. из социальных сетей, с помощью фишинговых сайтов (сайтов – двойников банков, интернет-магазинов).

            Звонят мошенники, как правило, поздним вечером, ночью или ранним утром, в то время, когда человек не может быстро сориентироваться. Кроме того, говорят уверенно, употребляют профессиональные термины, для убедительности иногда включают фоновые звуки, имитирующие работу банка.

            Мошенник сообщает о подозрительной операции (например, кто-то вошел в личный кабинет, кто-то пытается снять деньги с карты в другом городе или по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму), которая требует немедленных действий со стороны клиента, якобы чтобы ее остановить нужно:

- срочно сообщить данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код);

- сообщить одноразовый код из SMS-сообщения;

- установить на телефон приложение по направленной ссылке.

Если мошенникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету гражданина и снимают с него денежные средства.

  1. 2. SMS-сообщение якобы «от банка»

Мошенники направляют SMS-сообщение примерно следующего содержания: «Ваша банковская карта заблокирована. Для уточнения деталей позвоните по телефону + 7 9ХХ ХХХ ХХ ХХ».

Позвонив по указанному в SMS-сообщении номеру, жертва попадает якобы в «Службу безопасности банка», где ее будут убеждать:

- срочно сообщить данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код);

- срочно подойти к ближайшему банкомату и выполнить указания мошенников.

Мошенничество от имени государственного учреждения

Представляясь сотрудником Министерства здравоохранения/Министерства социальной защиты населения/Пенсионного фонда и других учреждений, мошенник сообщает о положенных социальных выплатах/компенсациях.

Для получения положенной выплаты/компенсации мошенник убеждает в необходимости:

- оплатить денежную сумму в качестве налога/комиссии/банковского сбора/обязательной страховки/госпошлины;

- сообщить данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код) для перечисления выплаты/компенсации;

- сообщить паспортные данные.

Мошенничество от имени родственника/друга

Завладев информацией о телефонных номерах граждан, мошенники используют технологии IP-телефонии, которая позволяет подставить любой номер в SMS-сообщении/во время звонка. В результате настоящий номер скрыт, а на телефоне гражданина высвечивается номер телефона родственника/друга.

            Как правило, мошенники направляют такие сообщения/звонят поздним вечером, ночью или ранним утром, в то время, когда человек не может быстро сориентироваться, манипулируют срочностью ситуации.

Мошенник звонит или направляет SMS-сообщение примерно следующего содержания: «Я попал в беду, нет времени объяснять ситуацию, срочно переведи деньги на телефон + 7 9ХХ ХХХ ХХ ХХ».

           

Мошенничество от имени покупателя/продавца

           

Мошенники часто используют информацию, размещенную гражданами на интернет-сервисах объявлений, в социальных сетях при покупке/продаже товаров.

  1. 1. Мошенничество якобы от «покупателя по объявлению»

Мошенник звонит от имени заинтересованного покупателя и сообщает о готовности приобрести и оплатить товар. Для совершения оплаты мошенник убеждает в необходимости:

- сообщить ему данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код);

- сообщить одноразовый код из SMS-сообщения;

- ввести одноразовый код из SMS-сообщения, перейдя по направленной ссылке.

  1. 2. Мошенничество якобы от «продавца»

Мошенник размещает объявление о продаже товара. При обращении потенциального покупателя убеждает его в необходимости:

- перечислить предварительную оплату за товар;

- сообщить данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код).

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо придерживаться следующих правил:

- бережно относиться к своим персональным данным, никому не сообщать данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код), коды из SMS-сообщений, «кодовое слово» для обращения в банк;

- не выполнять никаких указаний, не совершать операций с картой или счетом, если их диктуют по телефону;

- для уточнения каких-либо сведений звонить в банк только по официальному номеру (он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте), набирая его вручную или обращаться лично к сотрудникам ближайшего отделения банка;

- для получения информации о положенных социальных выплатах/компенсациях обращаться непосредственно в соответствующие ведомства;

- прежде чем совершать какие-либо действия советоваться со специалистами, родственниками, друзьями.