Правовое регулирование отношений в области продажи мебели на территории Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»), Правилами продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) и другими нормативными правовыми актами.
  Кроме того, обязательные требования к качеству товаров этой группы установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» от 15 июня 2012 года № 32.
  Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать товар, соответствующий этим требованиям (ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»).


В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков в приобретенной мебели, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же модели или другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатка;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
  При этом потребитель имеет право потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (например, возмещения расходов на доставку, подъем, сборку мебели и т.п.).
  Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
  На основании предъявленного требования продавец обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества, при проведении которой потребитель вправе участвовать.
  В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при её проведении и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
  Согласно п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
  В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу вышеуказанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В качестве способа доказывания в данном случае понимается проведение независимой экспертизы товара потребителем.
  Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю такие расходы (п. 7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
  Также потребителям стоит иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
  Свои требования необходимо указывать в заявлении (претензии), составленном в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями необходимых документов вручается продавцу, другой остаётся у потребителя с отметкой о дате вручения и печатью организации. Если вручить претензию лично не представляется возможным, то ее можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес хозяйствующего субъекта. Кроме того, в описи необходимо указать, какие документы вложены в заказное письмо.
  Срок рассмотрения заявления (претензии) зависит от предъявленного требования: не более 45 дней – в случае предъявления требования об устранении недостатков товара; 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение 20 дней - в случае предъявления требования о замене; 10 дней – в случае предъявления требования о возврате денежных средств (ст. ст. 20, 21, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
За нарушение указанных сроков выполнения требований потребитель вправе требовать от продавца выплаты неустойки (пени) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
  В случае неудовлетворения продавцом заявленных требований в добровольном досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).