Большое количество обращений граждан, поступающих в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области», связано с нарушениями сроков передачи предварительно оплаченных ими товаров (мебели, дверей, строительных материалов и изделий и др.). В связи с этим разъясняем.
  Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.
  Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю установлены в ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.


  Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
  Кроме того, продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
  Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
  При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
  Условия договора купли-продажи, устанавливающие иные правила исчисления неустойки (например, что в случае просрочки исполнения обязательства продавец выплачивает покупателю неустойку в размере 0,1% от суммы внесённой предоплаты за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости товара и т.п.), ущемляют установленные законом права потребителя и на основании ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» признаются недействительными.
  Свои требования необходимо указывать в заявлении (претензии), составленном в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями необходимых документов вручается продавцу, другой остаётся у потребителя с отметкой о дате вручения и печатью организации. Если вручить претензию лично не представляется возможным, то ее можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес хозяйствующего субъекта. Кроме того, в описи необходимо указать, какие документы вложены в заказное письмо.
  Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня их предъявления.
  В случае неудовлетворения продавцом заявленных требований в добровольном досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
  Стоит иметь в виду, что указанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.