Порядок устранения недостатков товара (гарантийный ремонт) изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) установлен ст. 20 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей).


    Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.
    Минимальный срок (разумный срок) по общему правилу гражданского законодательства составляет семь дней (ст. 314 Гражданского кодекса РФ).
Начало течения срока устранения недостатков товара определяется с момента предъявления потребителем соответствующего требования.
    Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Важно знать:
- если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально;
- при устранении недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался;
- при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
- потребитель имеет право требовать у продавца либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предпринимателя предоставить на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Указанное требование удовлетворяется в трехдневный срок, исключение составляют товары длительного пользования, включенные в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
    Необходимо знать: предоставление товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, в пользование потребителя осуществляется только по его требованию.

    В случае нарушения сроков устранения недостатков товара (гарантийный ремонт), потребитель вправе по своему выбору предъявить требования, установленные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
    Для реализации потребительских прав, необходимо обратиться к продавцу с требованием, которое нужно указать в письменном заявлении (претензии) составленном в двух экземплярах и предъявить его продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, другой остаётся у потребителя с отметкой о дате вручения и печатью организации. Если вручить претензию лично не представляется возможным, то ее можно отправить заказным письмом с уведомлением на адрес хозяйствующего субъекта.
    Срок рассмотрения заявления (претензии) зависит от заявленного потребителем требования: 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение 20 дней - в случае предъявления требования о замене, если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый товар для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования, 10 дней – в случае предъявления требования о возврате денежных средств (ст. 21, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
    В соответствии ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае невыполнения предъявленного требования, потребитель вправе потребовать выплаты за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере одного процента цены товара, а также вправе предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
    В случае неудовлетворении заявленных потребителем требований в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»), дополнительно предъявив требования о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), возмещении убытков (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей») и выплате неустойки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Иск потребитель может по своему выбору предъявить в суд по месту: нахождения организации; места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора.
   Для получения подробных консультаций по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей «ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии», расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д.13 как лично, так и позвонив по телефону 32-00-02, 32-35-98.